Сепарация, как разделение себя и родителя/родителей, как возможность выделить Я (мои чувства, желания) и ОН/ОНА (его чувства, желания), достаточно актуальный и частый запрос к психологу, с которым клиент может обратиться для начала психоаналитической работы. Также тема сепарации может развернуться со всей широтой и глубиной чувств и ощущений уже в процессе работы клиента, пришедшего с другой тематикой. Стоит отметить, что находящийся в терапии с этим запросом может быть как в роли сына или дочери, так и тот, кто выступает в отношениях «родитель-ребенок» со стороны родителя.
Если же говорить о возрастной категории «ребенка», который задумывается о своих отношениях с родителями или чаще с одним из них, то обращение не всегда происходит только от молодых людей подросткового возраста. Часто к теме сепарации происходит разворот у взрослых личностей уже в процессе терапии, когда появляются размышления о «внутреннем одиночестве», о «невозможности быть в контакте с противоположным полом», о «своей никчемности», о «бесполезности» , о «жизни в тени», об «отлично выстроенной карьере и не сложившейся личной жизни», о том «когда все есть, а меня как будто нет» либо «все есть, но счастья нет», когда «хочу реализоваться как личность».
Непростой путь отношений «родитель-ребенок», когда не знаешь, как лучше выстроить эти отношения? На сколько лучше «отойти от родителя», чтобы тот был рядом, но не дальше, чем нужно мне? Чтобы он был тогда, когда мне надо и в том объеме, в каком я порой и сам не знаю.
Но, ведь еще и родитель есть, который тоже имеет свои взгляды и свое ощущение этой длины пути до ребенка, если «рукой падать», то и звонки в день могут быть до сотни раз, тогда такая «любовь», скорее душит, чем окрыляет; или имеем «как будто отношения чужих людей», когда нет «даже поздравлений с праздником». Когда «мне все равно», но почему-то сердце плачет на сессиях.
И можно запутаться в предыдущих двух абзацах, речь о «ребенке» или о «родителе»: кому нужны звонки больше? и кому все равно? Так и в жизни можно запутаться каждому из нас - это я для мамы что-то делаю или для себя? Маме, папе это точно надо или это мои фантазии об их желаниях относительно меня?
Клиент-родитель тоже задается вопросом на сколько отойти от ребенка, чтобы он «не упал» без меня, чтобы смог «выстоять» там, где я не смог; чтобы дать ему то «что у меня не было». За этими переживаниями может быть и желание «настолько помочь», что можно начать делать «за ребенка», «лучше я сам, чем он», и тогда, что? как если бы и жизнь прожить за него?
Рассматривая в психоаналитической работе отношения «родитель-ребенок», иногда как будто звучит вопрос как отойти друг от друга хоть сколько-нибудь, когда столько лет вместе, когда чувствуем и знаем друг друга так хорошо, что уже стали как сиамские близнецы- «вместе невозможно и врознь никак»; как выстроить отношения родитель-взрослый и ребенок-взрослый, а не вести одну жизнь на двоих?
В случае же, когда отношения в семье были не самые радужные, то как отойти, когда не получено то, что хотелось бы получить в отношениях «родитель-ребенок»?
Как много разных прожитых и не случившихся с нами историй имеет каждый из нас, как по-разному переживается и складывается этот путь «Родитель-Ребенок»: где-то на этом пути нам было тяжело, где-то невыносимо, какой-то отрезок не помним совсем, где-то я был один, в где-то с «кучей людей»; здесь радостная, но слишком короткая остановка в пути, здесь поворот и «другая жизнь», здесь был туман, а там жара, потом мороз и духота..
Вспоминая, переживая и вновь проходя не самые легкие моменты жизненного пути на психоаналитических сессиях, но уже не в одиночку, а в отношениях с психотерапевтом, мы рассматриваем этот путь для того, чтобы наша взрослая жизнь гармонично и красиво смогла развернуться и в широту, и глубину уже в реальной жизни. Радостные же и счастливые истории нашего пути дадут нам силу, веру в себя ( тогда же я смог!) и возможность привнести в наш путь больше ярких красок и нужной погоды.
Если же говорить о возрастной категории «ребенка», который задумывается о своих отношениях с родителями или чаще с одним из них, то обращение не всегда происходит только от молодых людей подросткового возраста. Часто к теме сепарации происходит разворот у взрослых личностей уже в процессе терапии, когда появляются размышления о «внутреннем одиночестве», о «невозможности быть в контакте с противоположным полом», о «своей никчемности», о «бесполезности» , о «жизни в тени», об «отлично выстроенной карьере и не сложившейся личной жизни», о том «когда все есть, а меня как будто нет» либо «все есть, но счастья нет», когда «хочу реализоваться как личность».
Непростой путь отношений «родитель-ребенок», когда не знаешь, как лучше выстроить эти отношения? На сколько лучше «отойти от родителя», чтобы тот был рядом, но не дальше, чем нужно мне? Чтобы он был тогда, когда мне надо и в том объеме, в каком я порой и сам не знаю.
Но, ведь еще и родитель есть, который тоже имеет свои взгляды и свое ощущение этой длины пути до ребенка, если «рукой падать», то и звонки в день могут быть до сотни раз, тогда такая «любовь», скорее душит, чем окрыляет; или имеем «как будто отношения чужих людей», когда нет «даже поздравлений с праздником». Когда «мне все равно», но почему-то сердце плачет на сессиях.
И можно запутаться в предыдущих двух абзацах, речь о «ребенке» или о «родителе»: кому нужны звонки больше? и кому все равно? Так и в жизни можно запутаться каждому из нас - это я для мамы что-то делаю или для себя? Маме, папе это точно надо или это мои фантазии об их желаниях относительно меня?
Клиент-родитель тоже задается вопросом на сколько отойти от ребенка, чтобы он «не упал» без меня, чтобы смог «выстоять» там, где я не смог; чтобы дать ему то «что у меня не было». За этими переживаниями может быть и желание «настолько помочь», что можно начать делать «за ребенка», «лучше я сам, чем он», и тогда, что? как если бы и жизнь прожить за него?
Рассматривая в психоаналитической работе отношения «родитель-ребенок», иногда как будто звучит вопрос как отойти друг от друга хоть сколько-нибудь, когда столько лет вместе, когда чувствуем и знаем друг друга так хорошо, что уже стали как сиамские близнецы- «вместе невозможно и врознь никак»; как выстроить отношения родитель-взрослый и ребенок-взрослый, а не вести одну жизнь на двоих?
В случае же, когда отношения в семье были не самые радужные, то как отойти, когда не получено то, что хотелось бы получить в отношениях «родитель-ребенок»?
Как много разных прожитых и не случившихся с нами историй имеет каждый из нас, как по-разному переживается и складывается этот путь «Родитель-Ребенок»: где-то на этом пути нам было тяжело, где-то невыносимо, какой-то отрезок не помним совсем, где-то я был один, в где-то с «кучей людей»; здесь радостная, но слишком короткая остановка в пути, здесь поворот и «другая жизнь», здесь был туман, а там жара, потом мороз и духота..
Вспоминая, переживая и вновь проходя не самые легкие моменты жизненного пути на психоаналитических сессиях, но уже не в одиночку, а в отношениях с психотерапевтом, мы рассматриваем этот путь для того, чтобы наша взрослая жизнь гармонично и красиво смогла развернуться и в широту, и глубину уже в реальной жизни. Радостные же и счастливые истории нашего пути дадут нам силу, веру в себя ( тогда же я смог!) и возможность привнести в наш путь больше ярких красок и нужной погоды.